ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДАНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Как председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий долгое время уклонялся от пресс-конференций и контактов с журналистами, однако 22 июня он выступил на конференции "Христианство на пороге нового тысячелетия" и, уклонившись от темы, заявленной в программе, подробно рассказал о деятельности своей комиссии в преддверии Юбилейного архиерейского собора. Отвечая на вопрос о том, состоится ли канонизация Николая II, митрополит Ювеналий отметил, что комиссия не принимает такого решения, но представит все документы на июльское заседании Священного Синода, который утверждает повестку дня собора. Таким образом, будет или нет рассматриваться вопрос о канонизации мы узнаем точно не раньше второй половины июля.
Подвергшиеся в ХХ веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения на первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников. В соборном сознании нашего православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Русской Православной Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на нашу страну в уходящем веке.
Сначала 1960-х годов в Русской Церкви был осуществлен ряд канонизационных актов. По существующей в Церкви традиции святые, канонизированные в отдельных Поместных Церквах, вносятся в месяцесловы других поместных церквей без повторного акта канонизации. Так, при Святейшем Патриархе Алексии I в месяцеслов Русской Церкви были внесены имена прп. Иоанна Русского исповедника и прп. Никодима Святогорца, канонизированные Константинопольской Церковью, прославленный Румынской Православной Церковью мчц. Филофеи, прп. Никодима, мч. Иоанна Влаха, святых Болгарской Церкви прп. Паисия Хилендарского и святителя Софрония Грачанского.
Русская Церковь в 1970 году совершила канонизацию святителя миссионера Николая Японского, и внесла в свой месяцеслов прославленного Американской Православной Церковью прп. Германа Аляскинского. В 1977 году состоялась канонизация святителя-миссионера Иннокентия, митрополита Московского. Начавшая свою деятельность в мае 1981 года историко-каноническая группа в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования Тысячелетия крещения Руси подготовила канонизацию девяти подвижников Русской Православной Церкви, которые олицетворяли собой основные типы святости, существующие в Православной Церкви. Я назову их имена: блгв. великого князя Дмитрия Донского, прп. Андрея Рублева, прп. Максима Грека, святителя Макария Московского, прп. Паисия Величковского, блж. Ксении Петербургской, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, прп. Амвросия Оптинского. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным собором в июне 1988 года начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви новейшего времени.
В решении этого собора о канонизации святых было сказано: считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейшей канонизации для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду. Церковным органом, на который постановлением Священного Синода Русской Церкви от 11 апреля 1989 года было возложено осуществление этой деятельности, стала Синодальная Комиссия по канонизации святых на постоянной основе продолжающая осуществлять свое церковное послушание до настоящего времени. При образовании комиссии председателю ее были даны полномочия привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопроса канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян. На основании этого в работе комиссии приняли участие лучшие научные силы Церкви и неоценимую помощь оказывают своими консультациями и светские ученые.
В Синодальной Комиссии по канонизации святых подготовлены материалы, на основании которых на Поместных соборах 1988 года и 1990, а также на нескольких архиерейских соборах, был прославлен ряд угодников Божиих, среди которых особенно большим почитанием в православном народе пользуются блж. Ксения, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святейший патриарх Тихон и другие новомученики и исповедники. Число состоявшихся уже начиная с 1988 года канонизаций - 27 - для общероссийского почитания значительно превысило число канонизаций совершенных за два столетия синодальной эпохи. Включая и период царствования Николая II, который выделялся в сравнении со своими предшественниками на троне особым усердием к почитанию и прославлению памяти святых. В зависимости от распространенности почитания подвижника, он прославляется или как общецерковный святой, или как местночтимый, если почитание его не выходит за пределы какого-либо монастыря или епархии. В 1990-е годы восстановлена была оставленная в синодальную эпоху практика прославления святых к местному почитанию.
В подходе к канонизации местночтимых святых используется те же критерии, что и при общецерковном прославлении. Благословение причислить к лику местночтимых святых подвижника веры дает Святейший Патриарх. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке. Имена местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах. Решение об общецерковном прославлении святого принадлежит Поместному или Архиерейскому собору. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание, чудотворение, и, если таковые есть, то нетленные мощи.
При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные периоды существования Церкви одно остается неизменным: всякое прославление святых есть явление Святости Божией, оно всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви. Священный Синод 6 июля 1989 года утвердил разработанные методы и характер работы Комиссии, а также одобрил предложение, по которому инициатива о возбуждении вопроса о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих преосвященных архиереев. Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему преосвященному. Архиерейский собор 89 года утвердил это решение Синода.
В ХХ столетии Русская Церковь принесла Богу великий сонм мучеников и исповедников, пострадавших за Христа. В настоящее время главным предметом исследований, проводимых в рамках Синодальной комиссии и образованных согласно постановлению архиерейского собора 1992 года епархиальных комиссий по канонизации святых, являются материалы связанные с житием и подвигами российских мучеником и исповедников советской эпохи, соборная канонизация которых должна состоятся на предстоящем юбилейном архиерейском соборе 20 августа. Общецерковное прославление собора новомучеников и исповедников, [которые] поименно известны, и те, чьи имена остаются неизвестными людям, но ведомы Богу, подразумевает включение в него и местнопрославленных новомучеников. К архиерейскому собору комиссия готовит также материалы для прославления и иных угодников Божиих ХХ века и более ранней эпохи, скончавшихся мирно, но своими молитвенными и аскетическими подвигами, самоотверженным архипастырским служением и пастырским или старческим служением, явивших как и мученики пример свидетельства о Христе Спасителе.
Я для примера могу вам сказать, что речь идет о митрополите Макарии Невском, протоиерее Алексии Мечеве, и о схимонахе Алексии (Соловьеве), и о схимонахе Серафиме Вырицком, 34 преподобномучениках Спасо-Преображенской Валаамской обители, пострадавших в 1578 году, митрополите Ростовском Арсении Мациевиче, архимандрите Макарии Глухореве. Архиерейский Собор 1992 года установил празднование собора новомучеников и исповедников российских ХХ века 25 января по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайшее воскресный день после оного. В принятии такого решения собор руководствовался постановлением Всероссийского Поместного собора 1917-18 года, где в определении о мероприятии вызываемым происходящим гонением на Православную Церковь устанавливают в этот день совершать поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. 25 января было избрано для поминовения как день мученической кончины митрополита Киевского Владимира.

Изучая материалы о новомучениках и исповедниках, комиссия столкнулась с рядом проблем, из которых представляется уместным остановиться на двух из них. Одна касается возможности канонизации тех пострадавших клириков и мирян, кто по разным причинам отделялся от Московской Патриархии. Изучив этот вопрос, комиссия выработала документ "Историко-канонический критерий в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ века" одобренный священноначалием. Суть нашего подхода к данной проблеме заключается в том, что необходимо различать, с одной стороны, расколы, возникновение которых связано с глубокими экклезиологическими заблуждениями, граничащими с ересью, либо явившиеся следствием преступного властолюбия и готовности послужить орудием в руках врагов Церкви в их замыслах направленных на разрушение церковной жизни. Такие как обновленческий, самосвятский, григорианский, а, с другой, разделения, связанные с деятельностью группировок так называемых непоминающих. Участники этих оппозиционных по отношению к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию, групп архиереев, клириков и мирян, разрывая общение с ним из-за несогласия с его церковно-политической линией, не разрывали общения с главой Церкви, находившимся в заточении, местоблюстителем патриаршего престола митрополита Петром. При этом большинство из таких оппозиционеров из числа архиереев, уходило на покой и не делало попыток образовать иной, альтернативный церковный центр. Однако некоторые из непоминающих такие попытки предпринимали. Комиссия пришла к выводу, что канонизация обновленцев, григорьевцев, самосвятов и подобных им, даже если они пострадали в годы гонений, невозможна, поскольку своими преступными действиями они поставили себя вне спасительной ограды единой святой соборной и Апостольской Церкви. Но комиссия не усмотрела канонических препятствий к прославлению тех оппозиционеров, кто прекратив возношение имени заместителя местоблюстителя, оставался в молитвенном общении с патриаршем местоблюстителем и не делал шагов к образованию параллельного церковного центра. Сложнее обстоит вопрос о возможности канонизации оппозиционеров, не удержавшихся перед попыткой образовать или возглавить альтернативный церковный центр. Комиссии предстоит еще тщательное историко-каноническое исследование вопроса о возможности их канонизации.
Другой сложный вопрос, с которым сталкивается комиссия при рассмотрении материалов связанных с репрессиями против клириков и мирян, заключается в том, что при ознакомлении с содержанием соответствующих документов репрессивных органов выяснилось, что на допросах и под пытками следователей некоторые из пострадавших вели себя небезупречно: подписывали протоколы допросов, самооговором, либо даже с именами мнимых соучастников по делу, в результате чего оговоренные лица в свою очередь тоже подверглись репрессиям. Поскольку в святом деле прославления угодников Божиих ошибок быть не должно, в том случае, когда компрометирующие материалы, содержащиеся в следственных или судебных делах не может быть безусловно отклонен, как лишенный всякой достоверности, комиссия не может делать вывод об отсутствии препятствий для канонизации. Но такое решение, разумеется, не имеет окончательного характера, исключающего возможность канонизации пострадавшего клирика или мирянина в будущем. Если в ходе дальнейших исследований обнаружится явная недостоверность сведений, почерпнутых из следственных дел, воспрепятствующих канонизации пострадавшего, вопрос о его прославлении может получить положительное решение.
Затруднения при канонизации, о которых я говорил, главным образом, встречаются в связи с репрессиями 1930-х годов и в особенности 1937-1939 годов. Такой проблемы практически не возникает, если рассматриваются подвиги пострадавших от репрессий в годы гражданской войны. Тогда расправу над клириками чинили не затрудняя себя приведением юридических оснований и не прибегая к фабрикации обвинительных материалов, а значит и не принуждали арестованных давать показания о других лицах.

И, наконец, еще одна важная тема, которую я хочу подробно осветить. Заметен широкий интерес к вопросу о возможной канонизации на предстоящем архиерейском соборе императора Никлая II и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Определением Архиерейского собора 1992 года Синодальной Комиссии было поручено при изучении подвигов новомучеников российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. В течение ряда лет комиссия внимательно исследовала материалы, имеющие отношение к жизни и мученической кончине царственных страдальцев, к государственной деятельности императора Николая II. С особой тщательностью изучены были те проблемы, с которыми могли быть связаны возможные затруднения для положительного решения вопроса о прославлении царственных мучеников в лике святых. В частности принципиально важные моменты в государственной и церковной политике императора, взаимоотношения царской семьи с Распутиным, обстоятельства отречения царя в контексте правового устройства Российского государства. Основную свою задачу в вопросе канонизации царской семьи комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов императорской семьи в контексте исторических событий и в церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий.
Я хочу отвлечься от текста и сказать, что вот эти стереотипы очень мешали и до сих пор, может быть, мешают всем объективно и научно посмотреть на эту проблему.
Комиссия руководствовалась пасторской озабоченностью, чтобы канонизация царской семьи в сонме новомучеников российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а лишь способствовала бы объединению народа Божия в деле и благочестии. Мы стремились учесть и факт канонизации царской семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, вызвавший далеко неоднозначную реакцию как в среде русской эмиграции, так и в самой России, не говоря уже о таком, не имеющем исторических аналогий в Православной Церкви решении Русской Православной Церкви за границей как включение в число канонизованных, принявших вместе с царской семьей мученическую кончину царского слуги римо-католика Алоиса Егоровича Труппа и лютеранки Екатерины Адольфовны Шнейдер.
В 1994 и 1997 годах я докладывал членам архиерейского собора об итогах в изучении вышеперечисленных тем. С того времени новых проблем в изучаемом вопросе не появилось, хотя до сих пор полемика продолжается. Комиссия пришла к выводу, что в государственной и церковной деятельности последнего российского императора в самой по себе нет основания для его канонизации, но то христианское терпение, страдание после ареста и мученическая кончина царя и членов его семьи делают возможным их прославление в лике святых страстотерпцев подобно святым князьям Борису и Глебу, Андрею Боголюбскому, Михаилу Тверскому, царевичу Дмитрию.
Данное заключение получило одобрение со стороны священного Синода и архиерейского собора 1997 года. На имя Святейшего Патриарха Алексия II, в Священный Синод и Синодальную Комиссию по канонизации святых поступило множество обращений с одобрением относительно прославления царственных мучеников. В некоторых епархиях вопрос канонизации обсуждался на епархиальных, благочиннических и приходских собраниях. На них была выражена поддержка мысли о прославлении царственных мучеников. Под некоторыми обращениями стоят подписи нескольких тысяч лиц. Среди авторов таких обращений есть и русские эмигранты, а также клирики и миряне братских православных церквей. Мысль о необходимости скорейшего прославления государя и царственных мучеников выразил ряд церковно-общественных организаций. Особую ценность представляет публикация обращения в Комиссию и в другие церковные инстанции, содержащие свидетельства о чудесах и благодарной помощи по молитвам царственным мученикам.
Комиссия в своем подходе к этой теме стремится, чтобы предстоящее прославление царственных мучеников не разъединяло, а объединяло людей. А для этого акт канонизации должен быть свободен от всякой политической и иной конъюнктурности. В связи с этим представляется необходимым особым образом подчеркнуть, что канонизация монарха ни коем образом не связана с монархической идеологией и тем более не означает канонизации в кавычках монархической формы правления, к которой можно, конечно, относиться по-разному. Деятельность главы государства невозможно изъять из политического контекста, но это не значит, что Церковь совершая канонизацию царя или князя, что она делала и в прошлом, руководствуется политическими или идеологическими соображениями. Как имевшие в прошлом акты канонизации монархов не носили политического характера, как бы не трактовали эти события пристрастные недруги Церкви в своих тенденциозных оценках, так и предстоящие прославление царственных мучеников не будет иметь политического характера, ибо прославляя святого Церковь не преследует политических целей, которых у нее собственно и нет по природе вещей. Но свидетельствует перед уже чтущим праведника народом Божиим, что канонизуемый ею подвижник действительно угодил Богу и предстательствует за нас пред Престолом Божиим, независимо от того, какое положение он занимал в своей святой жизни [...] Совершая канонизацию, Церковь выявляет его реальную святость и дает официальную санкцию на уже существующее ко времени прославление в благочестивом народе его почитание. Этими принципами и руководствуется возглавляемая мною Комиссия в своем подходе к прославлению царственных мучеников.

Я в начале сказал, что уклонялся от пресс-конференций, контактов с журналистами, шумных конференций, которые могли превратно показывать позицию нашей комиссии, но в тоже время хочу вам засвидетельствовать, что наша комиссия занималась просветительской деятельностью и она считала о работе комиссии, о ее подходах должна знать Церковь и все, кто этим интересуется. И я хотел бы это проиллюстрировать тем, что за эти годы мы издали четыре таких документа:
- книгу "Канонизация новомучеников российских",
- вторую книгу к собору 1988 года "Канонизация святых",
- когда мы закончили в 1997 году изучать материалы, связанные с канонизацией царской семьи, эти материалы мы опубликовали вот в такой книжечке и она была всем доступна, в первую очередь нашему епископату.
- в этом году завершая уже подготовку к юбилейной нашей канонизации и к собору мы издали книгу "Канонизация святых в 20 веке". И эта книга также находится в свободной продаже.
Соборное прославление сонма поименно и неименуемых новомучеников и исповедников российских бесспорно будет величайшим церковным деянием уходящего тысячелетия.
27.06.00  


 win koi mac alt
 Первая страница

 Церковь
 Общество
 Культура

 Объявления
 Ссылки
 Гостевая книга
 Форум
 English

 Вдоль стеллажа

 Церковная журналистика
 Рождественские чтения

Последние поступления

ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ В ЖИЗНИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ?

Сергей ЧАПНИН:
КОМУ НУЖЕН ПОМЕСТНЫЙ СОБОР?


Священник Петр ИСАКОВ:
ЗА ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ?


Церковь

Сергей ЧАПНИН:
КОМУ НУЖЕН ПОМЕСТНЫЙ СОБОР?


Священник Петр ИСАКОВ:
ЗА ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ?


Игумен Иннокентий (ПАВЛОВ):
НЕОБОСНОВАННЫЕ СУЖДЕНИЯ


Священник Петр ИСАКОВ:
КАКОЙ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР НУЖЕН РУССКОЙ ЦЕРКВИ С КАНОНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?


ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ УЙТИ В ОБОРОНУ


Олег НЕДУМОВ:
КАКОЙ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР НУЖЕН РУССКОЙ ЦЕРКВИ?


Александр МОРОЗОВ:
ВЫЗОВ И ОТВЕТ


"ФОМА" РАСТЕТ

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДАНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА


Священник Петр ИСАКОВ:
УРОКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ


Священник Петр ИСАКОВ:
БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ


О РАДОСТЯХ И ТРУДНОСТЯХ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ

Андрей ПИНЧУК:
ИЗ-ЗА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИГНАТИЯ ТАРАСОВА Я НЕ СОГЛАСЕН С ЕГО ХИРОТОНИЕЙ ВО ПРЕСВИТЕРА


Протоиерей Владислав ЦЫПИН:
"ЯСНО, ЧТО ПРОБЛЕМЫ В ПИТЕРСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЬ…"


"АНАКСИОС!"

ЗАМЕТКИ О ПОЛОЖЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭСТОНИИ

Александр ПАНШИН:
"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": КАНОНИЗАЦИИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ НЕ БУДЕТ


ОБРАЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ

Священник Петр ИСАКОВ:
КАНОНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕТЕРБУРГСКИХ СОБЫТИЙ


ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ В ЖИЗНИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ?

Диакон Георгий ЗАВЕРШИНСКИЙ:
БОГОСЛОВСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА)


Александр ПАНШИН:
ВИЗИТ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II В ЯПОНИЮ


Священник Петр ИСАКОВ:
КАНОНИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНЫМ ИМУЩЕСТВОМ


Николай ЛИСОВОЙ:
ТАЙНА СВЯТОГО ОГНЯ


Иван ИВАНОВ:
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СЕМИНАРИСТЫ
ПРОТЕСТОВАЛИ ПРОТИВ РУКОПОЛОЖЕНИЯ НЕДОСТОЙНОГО ТОВАРИЩА


Александр ЖУРАВСКИЙ:
КРЯШЕНЫ: СУДЬБА НАРОДА БЕЗ НАЗВАНИЯ


Священник Петр ИСАКОВ:
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ


Священник Петр ИСАКОВ:
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КАНОНИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОЛ?


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ:
ПОЗДРАВЛЕНИЯ НОВОИЗБРАННОМУ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ


Сергей ОВЧИННИКОВ:
ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ:
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СВЯЗИ С ВЫБОРАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ


Священник Петр ИСАКОВ:
ЦЕРКОВНЫЙ СУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Сергей ЧАПНИН:
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО


Протоиерей Виктор ПОТАПОВ:
ИЕРИХОН: ТРАГЕДИЯ РАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Протоиерей Владислав ЦЫПИН:
КАНОНЫ И ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ


Священник Николай БАЛАШОВ:
ХОТЯТ ЛИ "ДУХОВНЫЕ ЧАДА" ВЗРОСЛЕТЬ?


Священник Петр ИСАКОВ:
ДОСАЖДЕНИЕ ИЛИ ОБЛИЧЕНИЕ?


Антон СТЕВНИЦКИЙ:
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ХХ ВЕКЕ


Алексей БЕГЛОВ:
ПРОЗЕЛИТИЗМ СРЕДИ МЕРТВЫХ


Евгений ПЯТУНИН:
ЖИТИЕ ОТЦА НИКОЛАЯ


Андрей Золотов-Светозаров:
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА


Сергей ЧАПНИН:
ВОПРОС ОБ УЧАСТИИ ЦЕРКВИ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ, СЧИТАЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ ЦЫПИН


Максим ШЕВЧЕНКО:
ЦЕРКОВЬ СПОСОБНА ПРИМИРИТЬ НАРОДЫ, СЧИТАЕТ КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХ ИЛИЯ



171241 посетителей с 1 октября 1998 г.
Web-мастер: Андрей Скулов
Редактор: Сергей Чапнин
© Соборность, 2000Rambler's 
	Top100
При перепечатке ссылка на интернет журнал "Соборность" с указанием URL обязательна.

Hosted by uCoz