УРОКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
Священник Петр ИСАКОВ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ФАЛЬСИФИЦИРУЮТ ДОКУМЕНТЫ. На Ученом Совете Санкт-Петербургских духовных школ всем членам совета было предложено подписать сфальсифицированные решения Воспитательного совета, рекомендовавшего несколькими неделями ранее отложить священническую хиротонию Игнатия (Тарасова).
После последовавших протестов со стороны студентов, еп. Константин принуждал преподавателей поставить свои подписи под новым протоколом, который вместо формулировки отложить хиротонию, предлагает оставить решение этого вопроса на усмотрение ректора и правящего архиерея. Известно, что несмотря на давление семь авторитетных преподавателей отказались подписывать фальсифицированный протокол Воспитательного совещания.
Высшая духовная школа Санкт-Петербурга, благодаря событиям с кощунственным рукоположением иеродиакона Игнатия (Тарасова), преподала нам прекрасный урок. Урок о том, как нужно вести себя, когда видишь неправильные действия священноначалия. Принципиальный, идеалистически настроенный студент Андрей Пинчук, желая предотвратить незаконную, с его точки зрения, хиротонию, неоднократно пытался обращаться к своему правящему епископу, но безрезультатно. Затем, почти все учащиеся семинарии, академии и регентских курсов абсолютно каноническим образом выразили свое несогласие с рукоположением Тарасова возглашением "анаксиос!". После чего, по канонам, должно быть расследование, ( этого не произошло. Диакон Александр Мусин, бывший против рукоположения, но не имеющий никакого отношения к протесту студентов и настаивавший на том, что разбирать такие происшествия может только Патриарх и Священный Синод, был уволен из академии, а Патриархия молчит. Студент Андрей Пинчук, не желающий оглашать грехи иеродиакона Игнатия (Тарасова), из-за которых, как он считает, тот не достоин рукоположения, отчислен из академии за двойку по догматическому богословию, поставленную ему (какая мелочная низость!) тем самым епископом Константином, считающим Андрея бунтовщиком и заговорщиком. Видимо придраться было не к чему, потому пришлось создавать искусственную причину. Странно только почему незнание Пинчуком догматики обнаружилось именно сейчас, а не тогда, когда ему поручалось руководство воскресными школами. Но мы обещали сказать об уроках, извлеченных из этой печальной Петербургской повести.
Участники этой истории пострадали, потому что действовали открыто, потому что обращались непосредственно к своему священноначалию, потому что ожидали справедливости, от местного архиерея или от Патриарха - не важно. Сделаем же единственно правильный вывод, к которому нас подталкивают своими неканоническими действиями наше священноначалие. Если мы хотим исправить ошибочные или греховные поступки тиранически настроенных (а отнюдь не всех) епископов, то должны делать это совершенно анонимно и максимально публично. Анонимно, чтобы не повредить себе, публично, чтобы добиться результата. Переведем слова иностранного происхождения на родной язык, тогда все станет проще и яснее. Анонимный значит безымянный, а публичный - общественный. Т. е. необходимо безымянное обращение к общественности, к общественному мнению. И не следует бояться выражения и понятия "общественное мнение" как неканонического. Послушаем, что говорит 21 пр. IV Всел. Собора: "От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимати доноса просто и без изследования: но предварительно изведывати общественное о них мнение" (1). Интересно, что в дословном переводе то греческое слово (мы не имеем возможности привести его греческое написание по техническим причинам), которое переведено по-славянски "общественное мнение" обозначает "подхватывание речи другого". Таким образом, нет ничего предосудительного в том, что мы передаем друг другу какие-либо сведения о ком-либо, если это, конечно, не клевета. И нигде не сказано, что это можно делать только устно. Книгопечатание, радио, телевидение, интернет появились, безусловно, позже, чем сформировался свод православных канонов, но принцип, позволяющий свободно делиться имеющейся информацией, сформирован уже в древности, и этот принцип не нарушается, когда мы используем, как средство передачи информации, газету или интернет-журнал. Потом, если общественное мнение столь важно, что оно учитывается в церковном судопроизводстве, то задачей всякого честного совестливого христианина является влияние на правильное его формирование. То есть, чтобы общественное мнение было справедливо, соответствовало действительности. А то, что оно принимается во внимание не только по отношению к обвинителям, мы думаем, совершенно очевидно. Например, при рукоположении необходимо присутствие народа, чтобы он мог выразить свое согласие, согласно 7 правилу Феофила Александрийского. Но где говорится о согласии, там возможно и несогласие. Потому утверждение, что независимая церковная пресса невозможна из-за того, что Церковь имеет иерархическое устройство, равносильно утверждению, что в Церкви не существует общественного мнения. Просто сейчас оно становится известным нашему священноначалию и это, конечно, не всегда их радует. Церковь, по определению Катихизиса святителя Филарета Московского, есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами (2). Церковь, таким образом, не только священноначалие, но общество, в котором священноначалие является лишь одним из его важнейших свойств. А где есть общество, там не может не быть общественного мнения. Запретить его существование невозможно, так же, как невозможно запретить действие естественных физических законов.
Кажется, мы уже достаточно сказали о независимой православной прессе как выразителе и образователе церковного общественного мнения. Теперь скажем несколько и об анонимности, т. е. в оправдание безымянного обвинения. Выше приводимое нами правило, как и многие другие, говорят о том, что нужно, прежде чем принимать обвинение в суде, выяснить, что из себя представляет обвинитель или свидетель. Казалось бы, это полностью противоречит нашему выводу о безымянном обличении. Но дело в том, что к публичному анонимному высказыванию нельзя применять каноны, относящиеся к судопроизводству и, в частности, к определению достоинства свидетелей и обвинителей. Вот когда дело дойдет до церковного суда, тогда все это будет уместным. Но его, как нам известно, практически не существует. А пока нам никто ничем не обязан, то и мы, взаимно, свободны от ненужной и опасной жертвенности, потому что наша открытость и персональная известность обязательно приведет к несправедливому наказанию обвинителя, к нашему то есть наказанию. Что мы и видим на примере печально закончившейся истории о кощунственном рукоположении. Вот те уроки, которые преподают нам сейчас Петербургские духовные школы. Совершенная анонимность и максимальная публичность, - безымянность и всенародность.
Пропадай кривда, выходи правда наружу! (3)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. М., Международный издательский центр Православной литературы. 1994, Т. I, с. 379-380.
2. Святитель Филарет Московский. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. "Общество свт. Василия Великого". СПб. 1999; с. 70-71.
3. В. И. Даль. Пословицы русского народа. Диамант. СПб. 1996. Т. 1, с. 275.
20.06.00  © Соборность, 2000


 win koi mac alt
 Первая страница

 Церковь
 Общество
 Культура

 Объявления
 Ссылки
 Гостевая книга
 Форум
 English

 Вдоль стеллажа

 Церковная журналистика
 Рождественские чтения

Последние поступления

ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ В ЖИЗНИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ?

Сергей ЧАПНИН:
КОМУ НУЖЕН ПОМЕСТНЫЙ СОБОР?


Священник Петр ИСАКОВ:
ЗА ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ?


Церковь

Сергей ЧАПНИН:
КОМУ НУЖЕН ПОМЕСТНЫЙ СОБОР?


Священник Петр ИСАКОВ:
ЗА ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ?


Игумен Иннокентий (ПАВЛОВ):
НЕОБОСНОВАННЫЕ СУЖДЕНИЯ


Священник Петр ИСАКОВ:
КАКОЙ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР НУЖЕН РУССКОЙ ЦЕРКВИ С КАНОНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?


ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ УЙТИ В ОБОРОНУ


Олег НЕДУМОВ:
КАКОЙ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР НУЖЕН РУССКОЙ ЦЕРКВИ?


Александр МОРОЗОВ:
ВЫЗОВ И ОТВЕТ


"ФОМА" РАСТЕТ

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
ЦЕРКОВНОЕ ПРЕДАНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА


Священник Петр ИСАКОВ:
УРОКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ


Священник Петр ИСАКОВ:
БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ


О РАДОСТЯХ И ТРУДНОСТЯХ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ

Андрей ПИНЧУК:
ИЗ-ЗА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИГНАТИЯ ТАРАСОВА Я НЕ СОГЛАСЕН С ЕГО ХИРОТОНИЕЙ ВО ПРЕСВИТЕРА


Протоиерей Владислав ЦЫПИН:
"ЯСНО, ЧТО ПРОБЛЕМЫ В ПИТЕРСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЬ…"


"АНАКСИОС!"

ЗАМЕТКИ О ПОЛОЖЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭСТОНИИ

Александр ПАНШИН:
"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": КАНОНИЗАЦИИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ НЕ БУДЕТ


ОБРАЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ

Священник Петр ИСАКОВ:
КАНОНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕТЕРБУРГСКИХ СОБЫТИЙ


ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ В ЖИЗНИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ?

Диакон Георгий ЗАВЕРШИНСКИЙ:
БОГОСЛОВСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА)


Александр ПАНШИН:
ВИЗИТ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II В ЯПОНИЮ


Священник Петр ИСАКОВ:
КАНОНИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНЫМ ИМУЩЕСТВОМ


Николай ЛИСОВОЙ:
ТАЙНА СВЯТОГО ОГНЯ


Иван ИВАНОВ:
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СЕМИНАРИСТЫ
ПРОТЕСТОВАЛИ ПРОТИВ РУКОПОЛОЖЕНИЯ НЕДОСТОЙНОГО ТОВАРИЩА


Александр ЖУРАВСКИЙ:
КРЯШЕНЫ: СУДЬБА НАРОДА БЕЗ НАЗВАНИЯ


Священник Петр ИСАКОВ:
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ


Священник Петр ИСАКОВ:
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КАНОНИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОЛ?


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ:
ПОЗДРАВЛЕНИЯ НОВОИЗБРАННОМУ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ


Сергей ОВЧИННИКОВ:
ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ:
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СВЯЗИ С ВЫБОРАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ


Священник Петр ИСАКОВ:
ЦЕРКОВНЫЙ СУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Сергей ЧАПНИН:
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО


Протоиерей Виктор ПОТАПОВ:
ИЕРИХОН: ТРАГЕДИЯ РАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Протоиерей Владислав ЦЫПИН:
КАНОНЫ И ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ


Священник Николай БАЛАШОВ:
ХОТЯТ ЛИ "ДУХОВНЫЕ ЧАДА" ВЗРОСЛЕТЬ?


Священник Петр ИСАКОВ:
ДОСАЖДЕНИЕ ИЛИ ОБЛИЧЕНИЕ?


Антон СТЕВНИЦКИЙ:
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ХХ ВЕКЕ


Алексей БЕГЛОВ:
ПРОЗЕЛИТИЗМ СРЕДИ МЕРТВЫХ


Евгений ПЯТУНИН:
ЖИТИЕ ОТЦА НИКОЛАЯ


Андрей Золотов-Светозаров:
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА


Сергей ЧАПНИН:
ВОПРОС ОБ УЧАСТИИ ЦЕРКВИ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ, СЧИТАЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ ЦЫПИН


Максим ШЕВЧЕНКО:
ЦЕРКОВЬ СПОСОБНА ПРИМИРИТЬ НАРОДЫ, СЧИТАЕТ КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХ ИЛИЯ



171293 посетителей с 1 октября 1998 г.
Web-мастер: Андрей Скулов
Редактор: Сергей Чапнин
© Соборность, 2000Rambler's 
	Top100
При перепечатке ссылка на интернет журнал "Соборность" с указанием URL обязательна.

Hosted by uCoz