Предлагаю вашему вниманию статью из журнала “Духовные ответы”, изд. Тверской старообрядческой общиной г.Москвы при участии жур. “Родина”, по просьбе ее автора А.Туинова.)
Давно и с глубочайшим интересом читая работы диакона Андрея Кураева, с завидной регулярностью выходящие в свет, не могу удержаться, чтобы прежде всего не выразить мою искреннюю симпатию автору и напрямую признаться: по логике, дисциплине мысли, интересным примерам и сравнениям считаю его сочинения образцом для подражания, а самого о. диакона своим вдохновителем. Из отечественных апологетов христианства, на мой взгляд, сегодня он является наиболее ярким. Особый интерес вызывает полемика его с авторами типа о. Рафаила (Карелина). Здесь блестящая логика и эрудиция Андрея Кураева являются в полную силу, и остается лишь удивляться некомпетентности, узости и даже некоторой непорядочности его оппонентов.
За малым исключением все большие и малые труды о. диакона прочитывались мною не по одному разу и с карандашиком в руке.
Однако настоящая работа никак не “похвальное слово”, но критическое. И касается она, на мой взгляд, существенно ошибочного аспекта его творчества, а именно — несогласованности между собой некоторых мыслей, высказываемых Андреем Кураевым, а также апелляция его (в поддержку тех или иных своих положений), к высказываниям духовных авторитетов, взаимоисключающим друг друга.
Преп. Максим Грек писал, что достоверность любого учения или писания проверяется по трем свойствам: по благоверию автора, по согласию с догматами и преданиями Церкви и по согласию с самим собой (т.е. по внутренней непротиворечивости).В настоящем сочинении нет задачи подвергать сомнению ортодоксальность Андрея Кураева, с некоторыми оговорками согласимся и на согласование со святыми отцами, но что касается согласованности о. диакона с самим собою, то этот пунктик мы попытаемся рассмотреть чуть подробнее, о чем и пойдет речь ниже.
Есть некое место, некая “черная дыра”, “бермудский треугольник”, касаясь которого хотя бы опосредовано, у людей внешних начинаются как бы завихрения логики, адекватности, последовательности, просто разумности, наконец. Это — старообрядчество.
Даже не обращаясь к теме старообрядчества напрямую, избегая, сторонясь этого вопроса, вменяя его в яко несущий или неактуальный, многие авторы испытали на себе его молчаливое присутствие. Старообрядчество невидимой силой, подобной силе, воздействующей на стрелку компаса (как ни крути, а она упрямо тычет на север), влияет на ход рассуждения человека, пытающегося осмыслить себя в православной традиции. Сегодня, ежели человек, осознающий себя трезвым традиционалистом, смотрит на староверие с позиций схоластически выхолощенного богослова школы Макария (Булгакова), позиций, казалось бы давно и многократно разгромленных и позорно оставленных, то выглядит он при этом по меньшей мере нелепо и невегласы глаголящим, подобно малым детям из Писания: “Пискахом вам и не плясасте, рыдахом вам и не плакасте” (Лк. 7, 32).
В православии важно все, и об этом неоднократно говорит сам Андрей Кураев.
В замечательной книге “Вызов экуменизма” о. диакон в поддержку своего тезиса о наличии некоей меры тайносовершительной жизни в неправославных церквях приводит пространную цитату из Феофана Затворника:
“Каналы легких — это божественные таинства святой Церкви и другие освятительные ее действия… Так дышит Христова Церковь, или все повсюду христиане. Но не все человечество причастно животворящих действий сего божественного дыхания. Причина сему та, что в одной части человечества повреждены органы дыхания, другая большая — не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Где повреждены сии учреждения (т.е. таинства), там дыхание Божественным Духом не полно и, следовательно, не имеет полного действия. Так у папистов все таинства повреждены и искажены многие спасительные священнодействия. Папство — легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле и в форме. Они походят на тех у коих сгнило три четверти легких, а остальное догнивает. Близки к ним, но еще поврежденнее, наши раскольники, молокане, хлыстовцы и проч. Все таковые не дышат или неполно дышат, потому суть тлеющие трупы или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь”.
Надо полагать, о. диакон полностью разделяет мнение цитируемого автора. Однако у пытливого читателя может возникнуть вопрос: почему же “рас-кольники” (читай — старообрядцы, о. диакон должен знать, что этим словом в XIX веке обозначались именно староверы и никто более) по классификации известного богослова-затворни-ка, поставлены в один ряд с молоканами и оказались поврежденнее лютеран, не признающих церковные предания, священство, почитания Богородицы, икон, святых и пр.?
Во времена еп. Феофана набирало силу так называемое единоверие — специальный отдел внутри господствовавшей церкви, где старообрядцам было разрешено пребывать с сохранением древних обрядов и книг.
Но представьте себе единоверческую церковь с лютеранами! А по настоящей логике она возможна скорее, чем с “раскольниками”.
Далее о. диакон пытается оговориться, что,