"Се же все сдеяся грех ради
наших" Лаврентьевская летопись, XIV в.
В 90-х годах Россия завершила один период своего
исторического существования и начала другой. Чувство этого дано
почти каждому. Но какие более разумные аргументы есть у нас, чтобы
утверждать о конце одной эпохи и начале другой ? Здесь не обойтись
без обсуждения смысла закончившегося периода коммунистического
правления. Только осознание этого смысла, принципа единства этого
периода времени позволяет увидеть в текущей эмпирии действительности
четкие грани времен и сроков.
Кому принадлежит авторитет в определении этих
периодов истории ? Ближайшим образом, конечно, тем, для кого
изучение истории является профессиональным занятием. Однако, подход
историка к изучаемым событиям всегда опосредован определенной
философией истории. В зависимости от "исповедуемой" философии
истории одни и те же исторические сумерки могут истолковываться и
как рассвет, и как закат... Переживаемое Россией последнее
десятилетие в зависимости от общемировоззренческой ориентации можно
истолковывать и как простое следствие развала СССР, - и тогда перед
нами встает мучительный вопрос: а остались ли еще в России после
1991 года какие-то духовные и материальные скрепы, способные
удержать от дальнейшего развала и саму Россию? Но можно понять и как
драматическую попытку стать "цивилизованным государством", - хотя
целесообразность и оправданность этого стремления достаточно
сомнительна: а так ли уж нужно стремиться "варварской" будто бы,
России в семью так называемых "цивилизованных государств"? Где та
авторитетная инстанция, которая выберет единственно правильную
философию истории и вынесет окончательное суждение и о прошедшем
периоде, и о смысле настоящего ?
К счастью для России, она имеет такую авторитетную
инстанцию в лице Православной Церкви. Церковь, как богочеловеческий
организм, как хранительница благодатного Света, просвещающего и
сердце, и ум человека, имеет возможность соотнести все историческое
с нормами Абсолютной Истины, явленной в ней. И хотя уяснение деталей
исторического процесса, как и разработка целостной философии истории
остаются для церковной мысли не менее трудной задачей, чем для
секулярной науки, все же рассмотрение истории в свете церковного
опыта истины позволяет увидеть главное, ноуменальное в изучаемой
исторической эмпирии, позволяет подвести итог прошедшему, увидеть
его, так сказать, sub specie aeternitatis.
Историческая действительность сложна и многообразна.
Так и 70-летняя история советского режима имеет много сторон, может
изучаться в разных аспектах. Здесь было все: и успехи
индустриализации, и победа в Великой Отечественной Войне, и мощная
советская наука, обеспечившая создание стратегических ядерных сил,
выход в космос; были здесь определенные успехи и в социальной
политике, образовании, здравоохранении. Но была и гражданская война,
как война со своим народом, отнюдь не закончившаяся с победой
"красных" над "белыми", был рабский труд и миллионные
жертвоприношения ГУЛАГ'а, постоянно низкий жизненный уровень
трудящихся масс, органическая неспособность власти, связанной
догмами своего учения, решать экономические и национальные проблемы,
агрессивная внешняя политика, вдохновляемая утопией
коммунистического учения, и устойчивое воспроизводство
паразитирующего на своем народе класса партийной номенклатуры,
которая, в конце концов, и погубила СССР. Есть множество pro и
contra советского образа жизни, чем же мерить, что является здесь
главным ? Если оценивать советский период по успехам техники и
науки, - точнее, естественных наук, - то тут было много
значительного, истинный масштаб которого мы смогли по-настоящему
оценить только сегодня, на фоне перестроечного развала всех сфер
экономической и культурной жизни. Но если оценивать с нравственной
точки зрения советскую действительность, то нужно со всей прямотой
заявить: действительность эта была глубоко безнравственной.
"Ну, это вряд ли, - возразит нам какой-нибудь
престарелый сторонник сегодняшней КПРФ, - уж, конечно, советская
жизнь была нравственней, чем та, которую устроили сегодняшние
"демократы". Посмотрите, что делается: проституция, наркомания,
убийства среди бела дня ! Неприкрытая пропаганда насилия и разврата
на телевизионном экране ! Разве что-то подобное можно было найти в
СССР ?" И он будет по-своему прав. Обвальная коммерциализация нашей
жизни, эта вожделенная свобода "дикого капитализма" привели к
серьезной моральной деградации общества. Современная жизнь России во
многом контролируется и направляется мафиозными группами,
навязывающими обществу свое понимание экономики, политики, культуры
и морали. Это невозможно отрицать. И тем не менее...
У Церкви есть свое понимание нравственности. Ядром
этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько
абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность
веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек
или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика
определяет жизнь любого человека. В силу безграничности свободы,
дарованной Богом, человек не может без веры, он должен эту свою
свободу на что-то "замкнуть", он способен умирить свое
метафизическое беспокойство только "вписавшись" в некоторый
мировоззренческий "проект". Это не исключает того, что человек может
и не найти своего "проекта", своей веры. Но тогда он обречен на в
высшей степени тревожное состояние безосновности, случайности своего
существования, на переживание духовной "заброшенности"
Коммунистическая идеология эксплуатировала эту
фундаментальную человеческую потребность. Эксплуатировала в том
смысле, что беззастенчиво использовала ее для своих корыстных целей.
Коммунистическая идеология есть идеология атеистическая, она не дает
и не может дать этой фундаментальной человеческой потребности
удовлетворения: Бога, Истину с большой буквы. На место веры в Бога
она поставила так называемую "веру в светлое будущее". И огромные
массы людей действительно верили в это!.. Точнее говоря, все, кто
активно сопротивлялся насаждению этой веры, были в той или иной
степени репрессированы, запуганы, уничтожены физически или морально.
Остальные верили в вождей как в Бога !.. В обществе утвердилось
своеобразное "коммунистическое благочестие": какие-либо сомнения в
"святости" вождей, насмешки над их слабостями, анекдоты были не
просто неуместны, а "нечестивы" с точки зрения господствующей
идеологии. И хотя последняя господствовала во многом благодаря
"поддержке" вездесущих карательных органов советского государства,
тем не менее у этой идеологии была своя последовательная логика,
делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. "Партия есть
ум, честь и совесть нашей эпохи", - определяла себя коммунистическая
власть словами Ленина. Но совесть, на самом деле, есть голос Божий в
человеческой душе. Этим знаменитым лозунгом коммунистическая
партократия открыто признавала, что ставит себя на место Бога.
Эксплуатируя человеческую потребность веры, коммунисты вместо Бога
давали человеку... вождей, вместо хлеба богооткровенного учения -
камень идеологических догм. Коммунистическая идеология была
идеологией человекобожества. осатанелого самообожествления человека.
И лишь немногие в советском обществе, приближаясь к "Олимпу"
правящей партократии с изумлением обнаруживали, что за
благообразными, иконоподобными "ликами" коммунистических радетелей о
трудовом народе скрывались преступные, хамские и развратные
физиономии Сталиных, Хрущевых, Брежневых и т.д. Коммунистическая
идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом
состоит глубокая безнравственность этого учения и жизни, основанной
на нем.
Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе
изваяния из камня, дерева и металла, которым приносятся различные
жертвы. Но идол - это не обязательно истукан. Идолатрией является
поклонение любой твари вместо Творца, и может быть, наиболее
страшным видом идолатрии, заставляющим сравнивать ее уже со
временами антихриста, является поклонение человеку. Весь соблазн в
том, что человек, сотворенный по образу Божьему, являющийся венцом
Творения, может настолько опьяняться безграничностью своей свободы и
творческих потенций, что забывает то, что и он имеет свою жизнь не
от себя, а от Бога, что и он тварь и, причем, тварь падшая.
На глубочайший запрос человеческого сердца, на тот
пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты
водрузили свои "святыни": своих вождей, во всей "красе" грешной
человеческой природы, помноженной на бесноватость агрессивного
безбожия. В этом и состоит безнравственность идолатрии: осквернение
высшей жажды человеческого сердца, жажды Истины, Любви и Красоты.
Истина с большой буквы просвещает и животворит, ибо питает "сердце",
ту духовную сердцевину человеческого естества, от которой зависит
жизнь всего человека, и которая не может быть удовлетворена ничем,
кроме Святыни Божества. Поэтому в людях, приобщающихся к ней, в
христианских святых, в благодатных "батюшках" и мирянах Православия
в той или иной степени воплощается эта полнота жизни, радости и
истинной красоты. Святые лучатся этой преизобилующей в них жизнью и
просвещают этим "Светом невечерним" все вокруг: "Радость моя,
Христос воскресе! -встречает преподобный Серафим Саровский
приходящих к нему для беседы. И обратно, поклонение идолам, служение
им, тем более неистовое, чем все более опознается их онтологическое
бесплодие и самозванство. "Люди могут ошибаться, но партия -
никогда! Партия, Сталин во всем разберутся!" - твердили фанатичные
коммунисты, попадая на ГУЛАГ. Все это так и оставляет сердце
человека неудовлетворенным, "несытым", И что-то как бы смерзается в
сердцевине человека, и жизненность его как бы сосредотачивается лишь
во внешних, поверхностных слоях его существа... Человек превращается
в своеобразного зомби', он жив, движимый некоторой волей, но как бы
не своей, а сторонней. И это заметней тем больше, чем эта воля
сильнее...
Именно христианские новомученики советского периода
истории России высветили для нас ту глубинную, коренную
безнравственность коммунистической идеологии и власти, как одного из
худших видов идолатрии. Мученичеством своим они еще раз
засвидетельствовали перед всеми людьми истинность христианства, как
религии спасения и подвижничества, силою Божией преодолевающего все
препятствия, все страхи, саму смерть. И этим же своим мученическим
подвигом осветили они все вокруг себя, всех своих преследователей и
палачей, выявили суть происходящего. Ведь все эти "антисоветские
заговоры", "подпольные организации" и "связь с мировой буржуазией",
за которые судили верующих все это было бредом и выдумками советской
карательной системы, которой необходимо было как-то "легитимировать"
собственную беспощадную борьбу за власть в терминах
марксистско-ленинского "дискурса". На самом деле, христиане, - а
православные, в особенности, в своей массе всегда были народом
послушным, считающим смирение одной из высших добродетелей. Тем
более поражает воображение, заставляет вспоминать о худших сторонах
средневековья та жестокость, с которой преследовали и мучили
христиан: вырезали на теле кресты, закапывали живьем, варили живых
людей в котлах, "причащали" оловом... Чем же объясняется подобная
жестокость? На самом деле, судили и истязали за то, что христиане
смели в атмосфере торжествующей коммунистической идолатрии
исповедывать какого-то другого, своего Бога, хранить Ему верность, и
отказывались поклоняться советским идолам - вождям. Речь шла здесь,
как и для первомученников времен Римской империи, как и всегда для
христиан, не просто о лояльности власти, а об Истине, об истинном
Боге и поклонении Ему. В некоторых свидетельствах о новомучениках
эта. религиозно-метафизическая сторона происходящего выступает в
ослепительно ярком свете. Вот что пишет свидетель расстрела 60
священников в июле 1933 года на Качугско-Нижнеудинском тракте: "Из
числа палачей, кто-то спрашивал по очереди становившихся около ямы
священников: "Вы последний свой дух совершаете, говори, есть Бог,
или нет?" Ответ святых мучеников был твердый и уверенный: "Да, есть
Бог!" Раздался первый выстрел. У нас, сидящих в палатках, сердца
бились... Раздался второй, третий выстрел и т.д. Священников по
очереди подводили к яме, стоявшие около ямы палачи каждого
священника спрашивали - есть ли Бог ? Ответ был один: да, есть Бог !
Мы живые свидетели видели своими глазами и слышали своими ушами, как
люди перед смертью исповедовали веру в Бога"
Христианские новомученики России своим подвигом
высветили для нас эту центральную истину советской истории:
коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. Эту истину
о революционных партиях России христиане понимали задолго до 1917
года. После Первой русской революции 1905 года это понимание стало
проникать и в умы лучших представителей интеллигенции, после долгих
и бесплодных мировоззренческих блужданий возвращавшихся к
христианским истокам русской культуры ("Вехи"). Однако, ядовитая и
лукавая коммунистическая демагогия прельстила многих, порой, даже, и
не самых худших. Народническая составляющая коммунистической
идеологии умело эксплуатировала все: и соборные традиции русского
народа, и реальные недостатки русской монархии, и стихийное
толстовство русской интеллигенции. Коммунистическая власть
старательно гримировалась под образ защитницы трудового народа,
наследника всего гуманного и прогрессивного, что было в русской
истории... И нужна была кровь новомучеников, брызнувшая на парадные
мундиры самозванной власти, чтобы вскрылась перед всем миром правда:
большевистская власть была борьбой с Живым Богом ! Ибо при всех
своих успехах очень трудно было этой власти идти против "Божьего
рожна". Нужно было как-то "вынуть" из человека его совесть и
заменить ее партийными постановлениями, резолюциями, мнениями...
Нужно было "выковать нового человека", очень напоминавшего тех
"чугунков" советских вождей, которые обильно усеяли землю России в
советский период ее истории...
Именно христианские новомученики в подвиге своем еще
и еще раз явили России и всему миру, что есть истинная жизнь, что
есть Истина и истинный Бог. Новомученики явили в себе тот
Божественный Свет, который единственно дает возможность истинного
понимания происходящего. Это был и определенный суд над миром и
историей. "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди
более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо
всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не
обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде
идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге
соделаны" (Иоан. 3,19-21). И поэтому прославление новомучеников есть
не только долг и торжество внутрицерковной жизни Православия, но и
необходимый акт соборной общественной жизни России. Прославление
новомучеников, обращение к их светлой памяти просветляет всю нашу
жизнь, помогает пониманию происходящего, зовет к изменению нашей
сегодняшней жизни.
Особое место занимает долго ожидаемое большинством
православных России прославление царственных мучеников:
государя-императора Николая Александровича, наследника царевича
Алексея, императрицы Александры Федоровны, дочерей царской четы:
Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии. Низвержение царской власти в 1917
году было свержением богопомазанной исторической власти России. В
этом свержении, как и в последовавшем через год убийстве царской
семьи, как и при отцеубийстве, было совершено преступление не только
против человека, против носителя этой власти, но и преступление
против Бога, Которым благословлялась эта власть. Преступление это
было совершено безбожной коммунистической властью по прямому
указанию ее вождей. Однако, возможным это беззаконие стало из-за
попустительства всего народа, впадшего под влиянием революционной
пропаганды в духовное беспамятство. При всем честном народе
царь-отец этого народа был сначала самозвано низложен, потом
арестован и, наконец, зверски умерщвлен со всей своей семьей. Сам
царь и вся его семья встретили это испытание с истинным христианским
смирением: не проклиная, а молясь за своих мучителей, за свой
впадший в революционное искушение народ, стараясь по мере
возможности вразумить его и отрезвить.
Царская власть всегда была тяжелейшим крестом,
выпадающим на долю человека. Именно так всегда понимало царскую
власть русское самосознание, и именно поэтому всегда молился русский
народ о благодатной помощи царю свыше. Император Николай II вместе
со всей своей семьей подвижнически нес этот крест, вплоть до самого
конца - насильственной смерти от самозванной, преступной и безбожной
власти. Прославление царственных мучеников есть одновременно и акт
покаяния народа, есть важнейший акт отрезвления и духовного
выздоровления России. Прославление царственных мучеников есть
всенародное разъяснение апостольской формулы: "Несть бо власть, аще
не от Бога !" (Рим. 13,1). Не в том смысле, как иногда неправильно
истолковывают это, что любая власть от Бога, а в том, что даже и
ниспровергнутая, законная богопомазанная власть восстает из мертвых
славой христианских мученников, а самозванная и безбожная, даже и в
торжестве своем трепещет, предчувствуя возмездие, и вскоре
рассеивается как дым, оставляя после себя только разрушения, горечь
и позор в памяти народной... Прославление царственных мучеников есть
акт умудрения народа, есть осознание народом божественной природы
власти, "дела священного и страшного", есть новое напоминание всем
утопистам и самозванцам: "Несть бо власть, аще не от Бога ! ".
Хочется надеяться, что прославление новомучеников
займет достойное место в деяниях Архиерейского Собора
приближающегося юбилейного 2000 года. Да раздастся над просторами
всей России мудрый и авторитетный голос Русской Православной Церкви,
голос соборного сердца русского народа ! Голос, зовущий к очищению
покаянием, к мужеству веры, и с Божьей помощью, к новому
историческому творчеству!
В.Н.Катасонов, доктор философских наук
Смотри также: О ПРЕДСТОЯЩЕЙ КАНОНИЗАЦИИ
ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ
|