БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ Духовенство поддерживает студентов Священник Петр ИСАКОВ Наша редакция получает много писем, в которых читатели выражают свое мнение в отношении конфликта в Санкт-Петербургских духовных школах. Большинство читателей (не только мирян, но и священников, и даже некоторые епископы) выражают свою поддержку студентам и преподавателям, хотя есть и критические письма. Одно из писем мы приводим ниже. Напомним, что 13 июня диакон Александр Мусин, преподаватель Санкт-Петербургских духовных школ распоряжением епископа Тихвинского Константина, ректора СПбДАиС № 59 от 13 июня 2000 г. без всяких объяснений уволен с работы "за превышение служебных полномочий". Основанием для этого решения стало распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира от 9 июня 2000 г. Никто не сомневается, что это решение – месть епископа Константина за то, что преподаватель осмелился поддержать студентов, участвовал в круглом столе и попытался вынести вопрос об "анаксиос!" на прошедшее сегодня заседание Ученого Совета. Диакона Александра Муcина без всякого разбирательства и судопроизводства уволили из Санкт-Петербургской Духовной Академии. Формулировка - "за превышение служебных полномочий", однако никаких разъяснений, в чем именно это заключается, предложено не было. Всем известно, что согласно ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви церковным судом первой инстанции является епархиальный совет. Позволим себе напомнить читателям (надеемся, что среди них будет и наше священноначалие), те пункты Устава, где об этом говорится. Мы уже не смеем упоминать о канонах, о том, что должно быть, но лишь о современном порядке вещей, как о минимуме необходимой законности: 45. Епархиальный совет обладает правами церковного суда первой инстанции. 46. Члены Епархиального совета, имеющие личный интерес к расследуемому делу или состоящие в родстве с подсудимым, судить не могут. В таком случае Епархиальный совет принимает соответствующее решение. 47. Решения по судебным делам принимаются большинством голосов. Голосование начинается с самого молодого члена совета. Если член совета не согласен с принятым решением, он имеет право письменно изложить свое мнение. Отдельные мнения при объявлении решения не оглашаются. 48. Решения епархиального суда могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда. 49. Решения по судебным вопросам сразу же заносятся в протоколы, которые подписывают все члены совета, участвовавшие в судебном разбирательстве. 50. Епархиальный совет компетентен судить о делах по обвинению клириков и мирян в неправославной вере, в нарушениях канонических и нравственных норм, а также о проблемах церковного брака и развода, о разногласиях между духовенством и приходскими должностными лицами, обо всех иных вопросах, имеющих отношение к церковному правопорядку. 51. Епархиальный совет осуществляет право церковного суда в соответствии с принятой в Русской Православной Церкви процедурой церковного судопроизводства (1). Может быть, поддавшись действию клеветы владыка Константин или Владыка Владимир не пожелали вникать в суть дела? Осмелюсь предоложить на этот счет весьма уместное по содержанию, хотя и несколько обширное рассуждение свят. Игнатия (Брянчанинова). Не в его ли честь назван Игнатием в постриге студент Тарасов? В таком случае владыка Константин, совершавший постриг и нарекший это имя, должен с большим вниманием прислушаться к словам чтимого им учителя. Церкви: "Вопль Содомский и Гоморский умножися ко Мне, вещает Бог возлюбленному Пророку Своему праведному Аврааму, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне совершаются (Быт. XVIII, 20). Бог, явившись человеку во образе человека, чтоб человек был способен внимать словам Его, употребляет и образ речи человеческий, чтоб речь эта могла служить назиданием, по удобопонятности и удобоприложимости своей, для всех человеков, и самых простейших. Всеведущий, всевидящий и вездесущий Бог говорит: Сошед убо, узрю. Сошед, узрю: точно ли совершаются в Содоме и Гоморре те великия беззакония, о которых слух восходить ко Мне. В этих словах таится мысль: "Не верю слуху; намереваюсь удостовериться собственным изследованием, собственным усмотрением". В этих словах заключается наставление нам, чтоб мы не скоро верили словам оклеветывающаго и оклеветывающих кого-либо, чтоб мы не спешили осуждать ближняго, наказывать и казнить, чтоб мы не спешили к обязанностям строгости и жестокости, к ремеслу и достоинству палачей, прежде нежели сами не увидим, не узнаем с достоверностию того, в чем обвиняется ближний. Свойственно скудоумию, легкомыслию, свойственно слабой, невозвышенной душе вверяться с поспешностию словам клеветников, гневаться на оклеветаннаго, устремляться на него с мщением и казнями, не узнав об оговоре, справедлив ли он или нет. Часто бывают злоба злых началом злой молвы, а легковерие легкомысленных причиною распространения этой молвы. Злоба злохитрых изобретает клевету, и передает ее легкомысленным и скудоумным для посева в обществе человеческом, а иногда ничтожная погрешность, ничтожное согрешение превращаются в величайшия присовокуплением неправды к правде, украшением разсказа колкими насмешками и злонамеренными предположениями. Таким образом добродетель выставляется пред обществом человеческим грехом, а недостаток, подобный сучцу, преступлением, подобным бревну. Наиболее поступает так зло, чтоб прикрыть себя: оно накидывает черное облачение на деятельность ближняго, лицемерно соблазняется на эту деятельность, лицемерно осуждает ее, чтоб представить собственную свою деятельность светлою. Нужно трезвение, нужна осторожность, нужен Богом заповеданный суд, чтоб ложь не была принята за истину, чтоб не дано было бытие небывшему, чтоб ничтожное не было превращено в громадное, и простительное в непростительное. Злой слух должно поверять собственным судом. Научая нас этому, Бог представляет в образец Свое Божие действие. Вопль Содомский и Гоморский говорить он, умножится ко Мне, и греси их велицы, зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются. Как Всеведец, Он знал в точности грехи содомлян и гоморрян, но возлагает на Себя действие, свойственное существам ограниченным, чтоб мы действовали соответственно нашей ограниченности, не восхищая себе действия, соответственнаго существу неограниченному, котораго и слух и зриние не могут быть ошибочными, которое не подвержено обману и обольщению. Услышав вопль содомский, Бог не простирает немедленно руки на казнь, предваряет казнь точнейшим изследованием дела, хотя дело и без изследования было известно Ему самым точным образом. Оставление суда, единственнаго основания для правильных и истинно-добрых действий, было причиною великих злодеяний. Люди, преданные суете, непосвятившие жизни благочестию, пользе человечества, Богоугождению, непрестанно впадают в эту погрешность. Они даже не примечают, что образ действий их ложен по ложности начала, из котораго он истекает. Они не ведают о ложности этого начала, потому что не ведают и не хотят ведать закона Божия. Они творят неправду как-бы правду, совершают злодеяния, думая, что совершают великия добрыя дела, или, по крайней мере, дела справедливости. Путие безумных прави пред ними, говорить Писание (Притч. XII, 15)" (2). И, наконец, позвольте сказать несколько слов утешения к пострадавшим от клеветы отцу диакону и студентам. Сказать словами другого великого святителя Русской Церкви, Тихона Задонского: "Любящим Бога вся поспешествуют во благое", глаголет Апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение в пользу милостию Божиею обращается. Целомудреннаго Иосифа женская клевета в темницу ввергнула; но тако он на высокую честь вознесен, и всю страну оную от голода спасл (Быт. 39, 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта, и был пришлец в земле Мадиамской (Исх. 2, 15-22). Но тамо сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыни, и Бога из купины беседующаго к нему слышать (Исх. 3, 2-7). Давиду святому много навета делал злоречивый язык; но тако он к молитве возбуждался, и много Богодухновенных псалмов в пользу церкви святой сочинил. Даниила клевета в ров вринула на снедение львам; но неповинность заградила уста зверей, и прославила его паче прежняго (Исх. 6, 16-28). Мардохея Израильтянина Аманов язык умыслил убити, но Божиим промысле противное учинилось. Мардохей прославился: Аман на древе, которое к погибели Мардохею уготовил было, повешен, и тако в ров, который неповинному уготовал, сам впал (Есф. 7). Тыежде суды Божий и ныне показуются" (3). Прошу простить меня дорогие пострадавшие братья, если скажу несколько слов от себя, не как назидание, а как выражение братского сочувствия - крепитесь, не соблазняйтесь, храните свою христианскую совесть. Выдающийся подвижник нашего времени, приснопамятный схиархимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что бывают жизненные ситуации у христианина, когда следование Евангельским заповедям возводит их делателя на крест. Сообщайте ваши имена - нам не нужны фамилии и точные данные - мы будем молиться за вас. Христос с вами! ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Устав об управлении Русской Православной Церкви. Гл. VII. Епархиальный совет. 2. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Репринтное изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995. Т. 4, Аскетическая проповедь. с. 199-201. 3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Самшит. М. 1996, с. 424.